Текущее время: 28 мар 2024, 15:48




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 
 Ракетный комплекс 9К76 Темп-С- мифы и реальность 
Автор Сообщение
Постоянный участник

Зарегистрирован: 22 окт 2007, 16:33
Сообщений: 17
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение Ракетный комплекс 9К76 Темп-С- мифы и реальность
Имел честь сужить срочную начальником расчета пусковой установки 9П120.
По истечении 20 с лишним лет, хотелось бы обсудить следующее- кроме бесспорной теоретической ядерной мощи, мог ли этот ракетный комплекс выполнить возложенные на него задачи по боевому дежурству? Напомню, что ввод его в ЦГВ был ответным шагом Советского Правительства на размещение натовских ракет Першинг 2 на территории Западной Европы.
Один мой знакомый бывший подполковник до сих пор считает, что лучшей машиной всех времен является ЗИЛ.. А как же Мерседес- спрашиваю? :D
Поэтому, хотелось бы объективно.. :idea:

_________________
Кто дурак- тот сам знает..(С)Форест Гамп


13 фев 2008, 17:53
Профиль
Site Admin
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 20 фев 2007, 23:09
Сообщений: 280
Сообщение 
Это реальность

Разработка оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) 9К76 "Темп-С" с ракетой 9М76 была начата по Постановлению Совета Министров СССР № 934-405 от 5 сентября 1962 года. Разработка комплекса велась НИИ-1 (гл.конструктор А.Д. Надирадзе), который к тому времени уже имел солидный задел, полученный в ходе разработки и испытаний ОТРК 9К71 "Темп". Система управления разрабатывалась в НИИ-592, твердотопливные заряды двигателя в НИИ-125 (г.Люберцы). Пусковая установка комплекса спроектирована в ОКБ Волгоградского завода "Баррикады". Аванпроект ОТРК "Темп-С" был одобрен 13 декабря 1962 года.

Лётно-конструкторские испытания ракеты начались в 1964 году. Первый пуск ракеты 9М76 был произведен 14 марта 1964 года. Ракета пролетела 580 км. Из первых пяти пусков два были аварийными. Пятый пуск состоялся 18 июля 1964 года, ракета пролетела 850км с отклонением по дальности - 3.55 км и влево - 3.44 км. В 1966 комплекс 9К76 "Темп-С" году был принят на вооружение.

Производство ракет 9М76 велось на заводе № 235 в г.Воткинске. В 1970 году было произведено 100 ракет, в 1971 году - 90, в первом полугодии 1972 года - 50 ракет. Пусковая установка выпускалась на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения.

В середине 60-х годов проектировалась модификация ракеты "Темп-СМ", отличавшаяся увеличенной до 1100км дальностью и большей точностью. Данные о принятии на вооружение ракет "Темп-СМ" отсутствуют.

После подписания в 1987 году договора о сокращении РСМД комплекс "Темп-С" был снят с вооружения и ликвидирован. Первая ракета 9М76 была ликвидирована 1 августа 1988 года, а последняя из произведённых 718 ракет была уничтожена 25 июля 1989 года.

На западе комплекс получил обозначение SS-12 SCALEBOARD mod.1 mod.2

В состав комплекса 9К76 входили:

ракета 9М76,

пусковая установка 9П120,

транспортная машина 9Т215 для перевозки ракет,

траспортная машина 9Т219 для перевозки в термоизолированном контейнере боевых блоков,

подъёмный кран 9Т35 (грузоподъемностью 16т на шасси МАЗ-535В),

машина испытаний и пуска (МИП).

Основу комплекса составила твердотопливная двухступенчатая ракета 9М76, которая в качестве боевой нагрузки несла спецзаряд мощностью 300кт (и имела в этом случае индекс 9М76Б) или химическую боевую часть “Туман-2". Ракета была оснащена автономной инерциальной аналоговой системой управления с гиростабилизированной платформой (ГСП). Необходимо заметить, что 9М76 была первой из оперативно-тактических ракет, оснащенных ГСП.

Управлялась ракета при помощи кольцевых газовых рулей. В хвостовой части второй ступени были размещены складывающиеся стабилизаторы решетчатого типа. Разделение ступеней было "горячим", т.е. вторая ступень ракеты запускалась при ещё работающей первой, команда на разделение ступеней выдавалась от датчика перегрузок. Програмное изменение угла тангажа задавалось в ГСП 9М76 механически (как и в гирогоризонте ракеты 8К14) при помощи кулачкового механизма. Управление дальностью осуществлялось исходя из достижения ракетой заданной скорости, которая измерялась при помощи гироинтегратора продольных ускорений, из состава ГСП. По команде гироинтегратора в определенный момент времени выполнялось обнуление тяги двигателя второй ступени путем вскрытия с помощью пирозарядов специальных узлов отсечки тяги. Для уменьшения разброса импульса последействия выключение двигателя второй ступени проводилось в два этапа: сначала вскрывались два узла отсечки из четырёх, после чего двигатель переходил на пониженную тягу, а затем, с некоторой временной задержкой, - два оставшихся узла отсечки "выключали" двигатель (обнуляли тягу) окончательно. Далее происходило отделение головной части и она продолжала самостоятельный полёт к цели по баллистической траектории.

Контроль правильности работы гироинтегратора продольных ускорений на земле осуществлялся при проведении генеральных испытаний и регламентных работ системы управления. При этом проверялась точность определения гироинтегратором ускорения свободного падения. И если при генеральных испытаниях в вертикальном положении ракеты с этим проблем не было, то при регламентных работах в горизонтальном положении ракеты было необходимо развернуть гироинтегратор на 90 градусов. С этой целью ГСП ракеты 9М76 была закреплена в приборном отсеке на шарнире. При необходимости проведения горизонтальных испытаний производилась отстыковка головной части и разворот гиростабилизированной платформы на шарнире на 90°. Разгон гироскопов ГСП осуществлялся при подготовке к пуску от наземного источника. После отстреливания кабель-мачты перед стартом, питание гироскопов прекращалось и они продолжали вращение по инерции. Такое решение несколько ухудшало точность стрельбы, но дало возможность отказаться от бортового преобразователя высокой частоты и привело к значительному упрощению электрической схемы ракеты. Бортовым источником питания являлась ампульная батарея. Нестандартное для оперативно-тактических ракет подключение аппаратуры к борту ракеты с использованием кабель-мачты, пристыковываемой непосредственно к приборному отсеку и откидывающейся при старте, позволило отказаться от прокладки кабеля через соединение ступеней ракеты и также способствовало повышению надежности комплекса


Пусковая установка 9П120 монтировалсь на самоходном шасси МАЗ-543А высокой проходимости, с колёсной формулой 8х8. Для обеспечения постоянства физических свойств твердотопливного заряда транспортирование ракеты осуществлялось в контейнере 9Я230, оснащенном системой обогрева заряда РДТТ. Не допускалось "перемораживание" ракеты, то есть нахождение её длительное время в условиях низких температур. Контроль за температурой при эксплуатации ракеты осуществлялся при помощи специального узла гиростабилизированной платформы. Конструкция данного узла включала: основание с отверстием, шарик несколько большего диаметра и контрольное окно. Шарик и основание были выполнены из материалов с разным тепловым линейным расширением. При граничной температуре шарик проваливался в отверстие и это свидетельствовало о том, что ракета была "переморожена" и дальнейшей эксплуатации не подлежала.

Подъем ракеты в вертикальное положение осуществлялся в контейнере, после чего контейнер раскрывался и укладывался на пусковую установку, а ракета оставалась стоять на пусковом столе, который при закрытом состоянии контейнера выполнял роль торцевой крышки. Наведение на цель осуществлялось разворотом ракеты на пусковом столе в сторону цели. Точность приборов прицеливания была значительно повышена за счет использования системы призм. Время пуска: из походного положения - 25 мин, из положения "Готовность № 2" - 20 мин.

Все пультовое оборудование комплекса располагалось в машине испытаний и пусков (МИП) на базе автомобиля "Урал". При подготовке к пуску ракеты МИП размещалась с правой стороны пусковой установки и подсоединялась к ракете через кабельную сеть пусковой установки. С пульта МИП проводились проверки ракеты и ввод полетного задания в систему управления ракеты. На пусковой установке 9П120 размещался единственный пульт - пульт управления температурным режимом контейнера.
_________
взято отсюда:
Ракетная техника

_________________
20 ОРБ, Нове Замки, Риечки


13 фев 2008, 18:18
Профиль ICQ WWW
Постоянный участник

Зарегистрирован: 22 окт 2007, 16:33
Сообщений: 17
Откуда: Санкт-Петербург
Сообщение 
Спасибо..)
Все это мы знаем и практически и теоретически..
Тема несколько шире..
Я сам участвовал в двух пусках..И знаю, что техника работает.. Более того- впечатляет..
Знаем так же, что эта боевая мощь зависила в большей степени от человеческого фактора.. Например- наводчиков, которые вели расчеты(в градусах!) карандашом на текстолитовом планшете, от вычислителей только в году в 80 получившим в свое распоряжение раритетные калькуляторы "электроника", топогеодезистов с теми же планшетами и градусами, оператора МИПа с секундомером в руках выполнявшим регламент.. от умения и слаженности расчета ПУ, разворачивавшим эту многотонную мощь, экономившим дорогие секунды,от ювелирной работы крановщиков РТВ.. Это вкратце..связь и все остальное- это как везде..
Так вот.. Если мы посмотрим на нормативы - они не быстрые.. И я не читал о тех военных, кто когда нибудь запускал эти ракеты с марша.. Учитывая уровень очковтирательства и перестраховки все запуски делались с заранее ,10 раз подготовленной позиции.. И погрешность в пару - тройку км- фигня..
Я видел по телеку, что Першинг разворачивается в разы быстрее.. Дальность, мощность, разделяющиеся боеголовки- то же наталкивают на раздумья..
Хотелось бы услышать мнения политработников ЦГВ.. Какова была военная доктрина?
Однажды перед сержантами выступал НачПО бригады и кроме всякой ереси сказал такое, что заставило многих очнуться от дремоты- УПРЕЖДАЮЩИЙ УДАР.. Мы стали уточнять и расспрашивать, но тему быстро свернули..
Так вот.. Если УПРЕЖДАЮЩИЙ УДАР- то без вопросов- РЕАЛЬНОСТЬ и мощь не реальная.. Если ответный удар- то не уверен..МИФ..

_________________
Кто дурак- тот сам знает..(С)Форест Гамп


13 фев 2008, 23:18
Профиль
Site Admin
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 21 фев 2007, 11:49
Сообщений: 671
Откуда: Москва
Сообщение 
По вопросу доктрины и возможностей, а также задач ЦГВ в случае войны уже говорили здесь:
http://www.cgv.org.ru/forum/viewtopic.php?t=279
А если были планы наступления - мог рассматриваться и упреждающий удар.

_________________
Straz pod Ralskem 360 тп 86-88


14 фев 2008, 11:58
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 4 ] 


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 9


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
 



WMZ
WebMoney на кошелек Z103777967058


 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Powered by phpBB © phpBB Group.
Designed by CGV.ORG.RU
Сборка создана CMSart Studio
Русская поддержка phpBB