F-18 Hornet - палубный истребитель - бомбардировщик
В 1974 году компания McDonnell Douglas (входящая теперь в состав Boeing) объединилась с компанией Northrop, имевшей образец легкого истребителя YF-17, для разработки совместного проекта. Новый самолет получил обозначение "военно-морской боевой истребитель" (Navy Air Combat Fighter - NACF). ВМС США им чрезвычайно заинтересовались и, после усовершенствования конструкции, в 1976 году было объявлено о начале разработки двух одноместных вариантов, F-18 и A-18. Позднее самолет получил название Hornet ("Шершень"). Эта машина представляла собой свободнонесущий среднеплан со складывающимися крыльями; хвостовое оперение состояло из двух килей и цельноповоротных стабилизаторов, по одному с каждой стороны фюзеляжа, движущихся вместе или раздельно; убирающееся трехколесное шасси включало в себя носовое шасси, приспособленное для старта с помощью катапульты; имелся тормозной крюк для посадки на авианосец; силовая установка состояла из двух турбовентиляторных двигателей General Electric F404-GE-400. Первый из 11 прототипов самолетов поднялся в воздух 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолет F/A-18A был поставлен в ВМС США в мае 1980 года.
Первоначально для ВМС и Корпуса морской пехоты США планировалось построить 1366 серийных самолетов. В 1987 году запланированная цифра была уменьшена до 1157 (включая более 150 в двухместном варианте, 354 для морской пехоты), из них к февралю 1992 года поставлено около 800. F/A-18 строился по лицензии в Австралии (75), поставлялся Канаде (138) и Испании (72), заказан Швейцарией (34), Кувейтом (40) и Финляндией (64). К началу 1990-х годов во всем мире в общей сложности было заказано 1580 машин, из которых поставлено более 1080. По продолжительности серийного производства самолет F/A-18 должен стал первым среди других американских истребителей четвертого поколения F-14, F-15 и F-16.
В середине 1980-х годов самолет был усовершенствован за счет установки современного электронного и приборного оборудования и оснащения ракетами Maverick AIM-120 и AGM-65F, размещавшимися на девяти узлах подвески. Двигатель был заменен на более мощный турбовентиляторный General Electric F404-GE-402 EPE. Усовершенствованный самолет, названный F/A-18C, поднялся в воздух 3 сентября 1986 года.
Несмотря на сокращения военных расходов последних лет, F/A-18 остается в серийном производстве для вооруженных сил США и подвергается глубокой модификации с целью создания нового значительно усовершенствованного варианта F/A-18E/F, который должен изготавливаться серийно до 2015 года.
Созданы или рассматривались следующие варианты самолета:
F/A-18A - одноместный истребитель-бомбардировщик. Для ВМС и морской пехоты США в 1980-1987 годах построена 371 серийная машина, производство на экспорт завершено в 1990 году;
F/A-18B (прежнее обозначение TF-18A) - двухместный учебно-боевой вариант самолета F/A-18A. Для ВМС и морской пехоты США построено 39 серийных машин;
F/A-18C - одноместный истребитель-бомбардировщик с усовершенствованным БРЭО и вооружением. Первый полет совершил 3 сентября 1986 года, поставки начались 21 сентября 1987 года. С конца 1989 года выпускается в модификации "Найт Аттэк" с оборудованием для всепогодных ночных ударов;
F/A-18D - двухместный вариант самолета F/A-18C. Первый полет состоялся 6 мая 1988 года, поставки начались в декабре 1989 года. Выпускается с оборудованием для всепогодных ночных ударов. Модификация для КМП производится без командного поста управления самолетом в задней кабине и предназначен для выполнения только боевых задач, тогда как модификация для ВМС имеет двойное управление и используется только для тренировочных задач;
CF-18А и В - одно- и двухместный варианты для ВВС Канады. Первый полет состоялся 29 июля 1982 года, поставлено 138 единиц, из них 40 CF-18B, с 25 октября 1982 года по 21 сентября 1988 года;
AF-18A и ATF-18A - одно- и двухместные варианты для ВВС Австралии. 75 самолетов поставлены с мая 1985 года по май 1990 года;
EF-18 - одно- (испанское обозначение С.15) и двухместный (СЕ.15) варианты для ВВС Испании. Поставлены 72 с лета 1986 года по июнь 1990 года;
F/A-18D(RC) - двухместный разведчик с контейнерной системой ATARS. Летные испытания F/A-18 с разведывательным оборудованием начались 15 августа 1984 года. Намечена постройка 30-50 разведчиков для КМП США и 40-50 для ВМС США, начиная с 1994 года;
F-18L - вариант наземного базирования (серийно не строился);
F/A-18 "Super Hornet" и "Hornet 2000 - семейство рассматривавшихся в 1987-1988 годах вариантов, не нашедших заказчиков;
F-18 HARV - экспериментальный самолет для исследований в 1987-1994 годах полета на больших углах атаки.
Тактико-технические характеристики
Размах крыла, м: 11,43
Размах крыла со сложенными крыльями, м: 8,38
Длина самолета, м: 17,07
Высота самолета, м: 4,66
Площадь крыла, м2: 37,16
Максимальная взлетная масса: 25400 кг
Тип двигателя: 2 ТРДДФ General Electric F404-GE-402 EPE
Максимальная скорость на форсаже, км/ч: 2000
Практический потолок, м: 15200
Практическая дальность, км: 3300
Боевой радиус действия, к: 1065
Экипаж, чел: 1
Вооружение: шестиствольная 20-мм пушка General Electric M61A1 Vulcan (с 578 снарядами). 2 УР AIM-9L/M/P Sidewinder на концах крыла и 2 УР AIM-7 по бокам воздухозаборников. УР ASRAAM (вместо АIM-9) и AIM-120 AMRAAM (вместо AIM-7) до шести УР AIM-9. Может оснащаеться бомбами с лазерным наведением GBU-10 и -12, обычными бомбами Mk.82 (до 27) и Mk.84, бомбовыми кассетами CBU-59, 4 УР AGM-65F Maverick, ПКР AGM-64 Harpoon, противорадиолокационными УР AGM-88 HARM, контейнерами с 70-мм НАР УР SLAM and SLAM ER
F-18 в бою
Первое боевое применение F/A-18 относится к марту 1986 года: самолетами, базировавшимися на авианосце "Корал Си", было повреждено несколько ливийских патрульных катеров.
В апреле 1986 года перед налетом американской авиации на Ливию F/A-18 применялись для выполнения демонстративного маневра (чтобы привлечь к себе внимание ливийских средств ПВО), после чего переключились на прикрытие самолетов ДРЛО и управления Е-2С "Хокай", поднятых с авианосца. F/A-18 осуществляли также прикрытие самолетов ударной группы при налете на окрестности ливийского города Бенгази.
В Персидском заливе на шести авианосцах, направленных в район боевых действий, находилось 116 самолетов F/A-18 ВМС США, кроме того, еще 72 F/A-18 корпуса морской пехоты США были развернуты на наземных базах в Саудовской Аравии и Бахрейне. Они использовались для действий по наземным целям, прикрытия ударных группировок из самолетов А-6 и А-7 ВМС США, запуска тактических планирующих ложных целей Брунсвик ADM-141 TALD с последующим засечением и уничтожением иракских РЛС противорадиолокационными ракетами.
17 января 1991 года, на второй день Войны в зоне Персидского залива, один из американских F/A-18 был сбит иракским истребителем МиГ-25 - единственный раз за ту войну. По меньшей мере три F/A-18 подверглись прямому попаданию ракет, но смогли вернуться на базу, были отремонтированы и вернулись в строй.
В ходе ударной операции по наземным целям на территории Ирака (командные пункты, ЗРК), состоявшейся 13 января 1993 года, самолет F/A-18 (наряду с F-16) оказался самым неэффективным из американских боевых машин, принявших участие в этом рейде: перед F/A-18 была поставлена задача поразить три цели в Самаве с помощью свободнопадающих бомб Mk.84 с высоты 3000 м (такая высота была выбрана, чтобы обезопасить машины от огня малокалиберной зенитной артиллерии), но ни одна из целей не была уничтожена. Эффективность других американских самолетов в этом рейде, проходившем ночью в плохих погодных условиях, также была низка (из 33 намеченных целей были поражены всего 16).
Аварии и катастрофы F-18
Апрель 2004 года, Ирак
Американский истребитель F-18 "Хорнет" в Ираке попал под артиллерийский обстрел дружественных сил и был сбит. В результате погиб пилот самолета.
Март 2004 года, США
В районе авиабазы ВМС США "Атланта" разбился истребитель F-18. Пилоту удалось катапультироваться, после чего он был доставлен в больницу. Машина, выполнявшая полет в паре, задела кроны деревьев и упала в 48 километрах к северу от города Чаттануга, штат Теннеси.
Март 2004 года, США
В аэропорту города Рэли в штате Северная Каролина разбился истребитель ВМС США F-18. При взлете из аэропорта самолет не смог набрать высоту, упал на взлетную полосу и загорелся. Пилоту истребителя удалось катапультироваться.
Сентябрь 2003 года, США
Истребитель F/A-18 разбился при посадке на авианосец "Джордж Вашингтон", который находился на рейде около побережья штата Вирджиния. В результате инцидента 12 членов команды корабля получили ранения. Пилот истребителя успел катапультироваться.
Сентябрь 2003 года, Кувейт
В Кувейте потерпел катастрофу самолет F-18, летчик погиб. Капитан Абдалла Аль-Али совершал тренировочный полет, причиной катастрофы стала техническая неисправность. Самолет упал на землю вблизи военно-воздушной базы "Ахмед Аль-Джабер". Летчик сумел катапультироваться и приземлиться, однако скончался в госпитале от полученных травм.
Май 2003 года, Канада
В Канаде во время тренировочного полета разбился истребитель CF-18 (модификация F-18 для Канады). Пилот погиб. Самолет входил в состав 416-й тактической эскадрильи, базирующейся в городе Колд Лейк, провинция Альберта. Причина катастрофы - плохие погодные условия. Тело пилота было найдено в 200 метрах от места катастрофы.
Январь 2003, Австралия
На военной базе Пирс в Западной Австралии потерпел аварию истребитель ВМС США F-18. Жертв нет. Инцидент произошел во время тренировочных полетов. Истребитель при приземлении проскочил посадочную полосу и врезался в сетчатое ограждение. Пилот не пострадал.
Сентябрь 2001 года, Финляндия
Из-за ошибки пилотов во время тренировочного полета в небе над Финляндией на высоте около девяти тысяч метров произошло столкновение двух истребителей F-18. В результате один из самолетов развалился в воздухе, его пилоту удалось катапультироваться. У второго истребителя взорвалось левое крыло, поврежденной оказалась часть фюзеляжа. Однако летчик не стал покидать самолет. Он дотянул до аэродрома и успешно посадил машину.
Май 2001 года, США
Во Флориде в районе Форт Пирс разбился военный самолет F-18. Самолет упал на ранчо, расположенное между Форт Пирс и Окичоби. F-18 совершал рейс между морской авиабазой в штате Вирджиния и морской авиабазой в Ки-Уэст, штат Флорида.