Карабин Симонова СКС-45
История создания
Опытная партия новых карабинов Симонова прошла боевые испытания в войсках 1-го Белорусского фронта - единственный пример применения патрона обр.1943 г. в Великой Отечественной войне. Доводка конструкции затянулась, и только в 1949 г. - одновременно с автоматом Калашникова - карабин был принят на вооружение под обозначением СКС-45 (самозарядный карабин Симонова обр.1945 г.).
Тактико-технические характеристики:
Патрон - 7,62x39 (обр.1943 г.).
Принцип работы - автоматика на основе отвода пороховых газов.
Питание - коробчатый магазин емкостью 10 патронов.
Масса - 3,75 кг (без магазина); 3,9 кг (со снаряженным магазином).
Длина оружия - 1260 мм (со штыком); 1020 мм (без штыка).
Длина ствола - 520 мм.
Hарезы - 4, шаг 240 мм.
Hачальная скорость пули - 735 м/с.
Дульная энергия - 2133 Дж.
Режим огня - одиночный.
Скорострельность боевая - 35-40 в/мин.
Прицельная дальность - 1000 м.
Пробивает:
Каску - с 900 м - 80-90 %
Бронежилет - с 600 м - тоже
Сосна - со 150 м - 30-40 см
Кирпич - 100 м - 12-15 см
Автоматика СКС действует за счет отвода пороховых газов через боковое отверстие в стенке ствола. Запирание канала ствола осуществляется перекосом затвора вниз. Ведущим звеном автоматики является стебель затвора. Воздействие пороховых газов он воспринимает через поршень со штоком и подпружиненный толкатель, выполненные как отдельные детали и не принимающие участия в дальнейшем движении. Это повышает плавность работы автоматики.
При откате стебель затвора приподнимает заднюю часть затвора, выводя его из зацепления со ствольной коробкой, при обратном движении - способствует запиранию канала ствола. Возвратный механизм размещен в канале стебля затвора. Рукоятка перезаряжания расположена справа и выполнена заодно со стеблем затвора.
Ударно-спусковой механизм собран как отдельный узел на основании спусковой скобы. Ударный механизм - курковый с винтовой боевой пружиной. Спусковой механизм обеспечивает ведение только одиночного огня. Флажковый предохранитель, расположенный в задней части спусковой скобы, запирает спусковой крючок. Для предотвращения выстрела при не полностью запертом стволе введен автоспуск.
Карабин имеет неотъемный магазин на 10 патронов с шахматным их расположением. Для снаряжения магазина из пластинчатой обоймы в передней части затвора сделаны пазы под обойму, а крышка ствольной коробки открывает верхнюю часть стебля затвора.
Прицел - секторный, со средним расположением прицельной колодки, а мушки с ограждением - у дульного среза на прямой стойке; прицел рассчитан на дальность стрельбы до 1000 м. Карабин имеет цельную деревянную ложу с "пистолетным" выступом шейки; ствольная накладка прочно связана с газоотводной трубкой.
В конструкции СКС-45 можно выделить 10 частей: ствол со ствольной коробкой, штыком и прицельными приспособлениями; крышка ствольной коробки; затвор; возвратный механизм; газовый поршень; толкатель; газовая трубка со ствольной накладкой; ударно-спусковой механизм; магазин; ложа.
Для рукопашного боя имеется неотъемно-откидной штык, фиксируемый защелкой с винтовой пружиной. Hа первых партиях это был игольчатый штык (по аналогии с магазинным карабином обр.1944 г.), вскоре замененный клинковым мод.2 - этот образец стал основным.
СКС достаточно прост в освоении. "Прикладистость" и уравновешенность оружия облегчают прицеливание. Вместе с несколько большей длиной ствола это обеспечило лучшую кучность, чем у АК-47. Hа дальности 800 м срединное отклонение попаданий составляет 290-380 мм. Вместе с автоматом СКС-45 состоял на вооружении стрелковых отделений. Улучшение характеристик АК, его большая "универсальность" позволили унифицировать индивидуальное оружие пехоты, и СКС был снят с производства. Hа вооружении он частично сохранился на флоте, у солдат некоторых специальностей, у рот почетного караула.
Разборка карабина:
1.Откинуть магазин вниз на шарнире, убедиться в отсутствии патрона в патроннике; передернув затвор, взвести курок.
2.Откинуть штык вниз, оттянуть вниз головку шомпола и отделить его от карабина.
3.Повернуть вверх флажок замыкателя крышки ствольной коробки (справа сзади), отделить крышку.
4.Отвести затвор с возвратным механизмом в крайнее заднее положение и извлечь его из затворной коробки вверх.
5.Извлечь возвратный механизм из канала затвора.
6.Отделить остов затвора от его стебля.
7.Поднять вверх флажок замыкателя газовой трубки со ствольной накладкой (впереди колодки прицела) и отделить ее.
8.Извлечь толкатель с пружиной и газовый поршень.
9.Hажать отверткой или концом шомпола защелку позади спусковой скобы и извлечь ударно-спусковой механизм из ложи.